Что такое «ортодоксальная теория и история идей»? Дисциплинарная новелла в критико-иронических тонах

  • Андрей Нехаев Омский государственный технический университет, 644050, Россия, Омск, проспект Мира, д. 11
Ключевые слова: интеллектуалы, рациональность, теория и история идей, социальные исследования, каузальные объяснения, эпифеноменализм, редукционизм

Аннотация

Статья содержит критику современного состояния такой дисциплины, как теория и история идей. Ортодоксальные исследования в области теории и истории идей противопоставляются современным социальным исследованиям связей между рациональным и социальным. Обосновывается необходимость изменений в исследовательских практиках этой дисциплины, позволяющих избежать двух типичных концептуальных ловушек — эпифеноменализма и редукционизма. Особое внимание уделяется источникам и агентам влияния ортодоксии на исследовательские практики современной теории и истории идей. В частности, подробно рассматриваются исследовательские практики немецкой классической филологии XIX века (Klassische Philologie), которые получили широкое академическое признание благодаря деятельности таких влиятельных школ, как филология слов Готфрида Германа (Wortphilologie) и филология вещей Августа Бёка (Sachphilologie). Именно эти исследовательские практики стали орудием экспансии филологии в XIX веке на территории соседних дисциплин, и прежде всего на территории, занятые представителями истории. Активное заимствование этих практик и создание в трансграничных дисциплинарных областях зависимых от филологии ассоциаций исследователей оказывало влияние на формирование ортодоксального исследовательского канона в теории и истории идей. Это влияние оказалось столь масштабным и значительным, что даже после ухода филологии с мировой научной авансцены в самом начале XX века, следы этого влияния можно обнаружить в исследовательских практиках многих современных дисциплинарных программ теории и истории идей (в частности, истории идей А. Лавджоя, школы Анналов Л. Февра, Кембриджской школы истории К. Скиннера и Дж. Покока, социальной истории понятий Р. Козеллека). В заключении статьи дается краткий обзор некоторых наиболее перспективных направлений развития неортодоксальной и более социо-ориентированной теории и истории идей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-04-29
Как цитировать
НехаевА. (2014). Что такое «ортодоксальная теория и история идей»? Дисциплинарная новелла в критико-иронических тонах. Социологическое обозрение, 13(1), 176-233. извлечено от https://jle.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/141
Раздел
Обзоры