Основные факторы воспроизводства человеческого капитала

  • Оксана Вячеславовна Синявская Независимый институт социальной политики
Ключевые слова: образование, человеческий капитал, формы капитала, неравенство, молодёжь

Аннотация

Работа посвящена воспроизводству человеческого капитала в системе формального (школьного) образования. Отправным пунктом исследования стала идея «социальной укорененности» экономического действия, которая позволила расширить список факторов, влияющих на различия в объеме человеческого капитала, за пределы способностей индивида, материального положения его семьи и социально-экономического статуса родителей. Изучение теоретических воззрений и вторичный анализ результатов эмпирических исследований позволил выделить в качестве основных следующие факторы воспроизводства человеческого капитала: - так называемые “ограничители”: тип населенного пункта, в том числе степень его урбанизации, модель образовательной системы ("конкурентная" или "поощрительная”) и финансовые ресурсы семьи; - факторы, определяющие успехи и продолжительность в образовании: социальный капитал семьи и ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства, сверстников и друзей); человеческий капитал родителей; финансовый капитал семьи; гендерные и этнические различия; тип школы. Дальнейшее изучение эмпирических источников, но теперь уже российского происхождения, показало, что в основном эти факторы “работают” и в России, хотя сила их влияния может отличаться.

Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
СинявскаяО. В. (2010). Основные факторы воспроизводства человеческого капитала. Экономическая социология, 2(1), 43-87. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2001-1-43-87
Раздел
Дебютные работы