Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия

  • Виолетта Игоревна Корсунова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: социологическое измерение, культурное потребление, культурные практики, культурные предпочтения, стиль жизни, структура культурного потребления

Аннотация

В данном обзоре представлены подходы к определению и измерению культурного потребления в социологических исследованиях. Интерес к данному феномену основывается на предположении, что культурные предпочтения являются следствием социальной позиции индивида и, таким образом, отражают социальную структуру. Тем не менее, несмотря на долгую историю исследования культурного потребления и наличие многочисленных работ, данное понятие остаётся неоднозначным. В существующей литературе можно выделить несколько основных подходов к определению культурного потребления. В первую очередь культурное потребление рассматривается как составляющая стиля жизни, который, в свою очередь, зависит от классовой структуры. Данный подход находит отражение в дискуссии относительно разделения культурных практик и вкусов на «высокие» и «массовые», где каждый элемент соответствует определённому классу. Критика и дальнейшее развитие данного подхода связаны с пересмотром как структуры культурного потребления, так и оснований для выделения типов потребления. Культурное потребление в более современных работах анализируется не только с точки зрения символической ценности, но также с позиции разнообразия предпочтений и интенсивности тех или иных практик. В то же время существующие работы различаются в применении данных подходов на практике. С одной стороны, разнятся способы определения понятия: можно выделить исследования, рассматривающие включённость в культурные практики, изучающие вкусы и предпочтения, а также анализирующие непосредственный опыт культурного потребления. С другой стороны, работы, в которых применяются схожие подходы к определению понятия, тем не менее используют различные переменные для измерения практик и вкусов.

Биография автора

Виолетта Игоревна Корсунова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Аспирант
Cтажёр-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований
Адрес: Россия, 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55-2, к. 318

Опубликован
2019-02-03
Как цитировать
КорсуноваВ. И. (2019). Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия. Экономическая социология, 20(1), 148-173. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-1-148-173
Раздел
Профессиональные обзоры