Методическая рефлексия в пробковом шлеме

Комментарий к статье Р. Е. Бумагина и Д. М. Рогозина «Критика опросного подхода к анализу взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории»

  • Николай Сергеевич Бабич Институт социологии ФНИСЦ РАН
Ключевые слова: арбитражный суд, интеллектуальная собственность, сходство до степени смешения, торговая марка, дизайн продукта, социологическая экспертиза, экспериментальный план, социологический опрос, колониальная идеология

Аннотация

Данная статья представляет собой полемический отклик на публикацию работы Р. Е. Бумагина и Д. М. Рогозина «Критика опросного подхода к анализу взаимного сходства во внешнем виде потребительских продуктов внутри одной товарной категории» (Экономическая социология. 2018. 19 (2): 86–117), авторы которой утверждают, что в социологических исследованиях сходства торговых марок необходимо учитывать общее усреднённое сходство дизайна товаров в изучаемой продуктовой категории. Р. Е. Бумагин и Д. М. Рогозин также критикуют сложившуюся практику сфокусированности на количественных социологических опросах и призывают к фундаментальному пересмотру принципов принятия решений о сходстве торговых марок. Приветствуя привлечение внимания к важным проблемам (таким, как необходимость использования контрольных групп и учёта фонового уровня сходства), мы ставим под сомнение реализованную Бумагиным и Рогозиным процедуру исследования и на конкретных примерах показываем, что предлагаемые ими критические аргументы на самом деле иллюстрируют, скорее, преимущества сложившейся практики социологической экспертизы. В ней уже достаточно активно применяются как экспериментальные планы, так и учёт фонового уровня сходства. Наша статья также показывает, что, анализируя процесс принятия решений по сходству торговых марок с позиций сциентизма, Бумагин и Рогозин не учитывают специфических условий процедур разрешения конфликтов, принятых в арбитражных (в широком смысле слова) органах, чьей целью является не только установление истины, но и устранение экономических конфликтов. А для этого требуется не только строгая, но и доступная для понимания процедура исследований. Основной вывод состоит в том, что излишняя строгость суждений по отношению к исследованиям сходства торговых марок ведёт к «колониальному» взгляду и препятствует реальному совершенствованию исследовательской практики в этой области.

Биография автора

Николай Сергеевич Бабич, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Кандидат социологических наук
Старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5

Опубликован
2019-02-03
Как цитировать
БабичН. С. (2019). Методическая рефлексия в пробковом шлеме. Экономическая социология, 20(1), 188-196. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-1-188-196
Раздел
Дискуссии