Стилистическая избыточность и водность во введениях оригинальных эмпирических исследований: риторические риски академического письма

Ключевые слова: академическое письмо, водность текста, избыточность текста, риторический анализ, модель CARS, русскоязычные научные статьи

Аннотация

Актуальность: Введение научной статьи играет ключевую роль в организации научной аргументации, однако именно этот раздел часто оказывается уязвимым к стилистической перегрузке, затрудняющей восприятие авторской позиции. Несмотря на широкое признание, проблемы стилистической избыточности и речевой громоздкости в прикладной лингвистике, мало изучено, как именно эти явления проявляются в зависимости от риторической структуры, особенно в корпусе русскоязычного академического дискурса.

Цель: Выявление риторически уязвимых зон речевой перегрузки во введениях русскоязычных научных статей по педагогике.

Материалы и методы: В исследование включены 40 введений к оригинальным эмпирическим статьям, опубликованные в 2024 гг. в ведущих российских рецензируемых журналах по педагогике. В качестве аналитической рамки использована модель риторической структуры Ход-Шаг (Swales, 1990; 2004). Каждый фрагмент текста аннотировался вручную с применением двухуровневой схемы: (1) тип отклонения (водность/избыточность текста); (2) уровень коммуникативного воздействия (шкала IMPACT). Для проверки статистической значимости связей между переменными применялся χ²-критерий Пирсона.

Результаты: Анализ показал, что стилистическая перегрузка распределяется неравномерно и сконцентрирована в определенных риторических шагах, прежде всего в аргументации значимости (M1_S2), обозначении пробела в знаниях (M2_S1) и формулировке исследовательских задач (M3_S2). Наиболее частыми типами отклонений стали синтаксическая избыточность, пустые абстрактные номинации и клишированные модификаторы достоверности. Высокий уровень негативного воздействия (IMPACT = HIGH) был зафиксирован в 60 фрагментах, преимущественно в указанных шагах. Статистический анализ (χ², p < 0.0001) подтвердил значимую связь между риторической функцией фрагмента и типом отклонения.

Выводы: Полученные результаты подтверждают структурно обусловленный характер речевой перегрузки и подчеркивают необходимость включения риторически ориентированных стратегий редактирования в обучение академическому письму. Представленная схема аннотирования может быть использована для будущих корпусных исследований академического дискурса на русском языке.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Alontseva, N. V., & Ermoshin, Y. A. (2019). The problem of language redundancy on the example of a scientific text.RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 10(1), 129-140. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-1-129-140

Alramadan, M. (2020). Stance and engagement: A corpus-based comparison of university students’ and published writers’ research article introductions in applied linguistics. Journal of English for Academic Purposes, 44, 100837. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2020.100837

Aoulad-Ouda, M., & Chellaoui, S. (2023). Hedging and politeness in Moroccan university students’ academic writing: A case study of literature reviews. Arab World English Journal, 14(2), 183–197. https://doi.org/10.24093/awej/vol14no2.13

Biber, D., & Gray, B. (2010). Challenging stereotypes about academic writing: Complexity, elaboration, explicitness. Journal of English for Academic Purposes, 9(1), 2–20. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2010.01.001

Biesta, G., Takayama, K., Kettle, M., & Heimans, S. (2024). How ‘academic’ should academic writing be? Or: why form should follow function. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 52(2), 121–125. https://doi.org/10.1080/1359866X.2024.2324582

Çakir, A., Kuyurtar, D., & Balyer, A. (2024). The effects of the publish or perish culture on publications in the field of educational administration in Türkiye. Social Sciences and Humanities Open, 9, 100817. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2024.100817

Demir, C. (2019). Writing Intelligible English Prose: Conciseness vs. Verbosity. Söylem Filoloji Dergisi, 4(2), 482-505. https://doi.org/10.29110/soylemdergi.617184

Flower, L., & Hayes, J. R. (1981). A cognitive process theory of writing. College Composition and Communication, 32(4), 365–387. https://doi.org/10.2307/356600

Flowerdew, J., & Forest, R. W. (2015). Signalling nouns in English: A corpus-based discourse approach. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139135405

Fruehwald, E. S. (2010). Exercises for Legal Writers II: Editing for Wordiness. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.1704045

Gong, N., & Barlow, J. (2022). Rhetorical practices and disciplinary identity in novice academic writers: Evidence from corpus-based analysis. Journal of English for Academic Purposes, 59, 101148. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101148

Gong, X., & Barlow, L. (2022). A corpus-based analysis of research article macrostructure patterns in high-impact journals. Theory and Practice in Language Studies, 12(6), 1067–1075. https://doi.org/10.17507/tpls.1206.12

Goonaratna, C. (2002a). Writing well (6) Wordiness, alias verbosity. Ceylon Medical Journal, 47(1), 1-3. https://doi.org/10.4038/cmj.v47i1.6393

Goonaratna, C. (2002b). Writing well (7) Wordiness alias verbosity, continued. Ceylon Medical Journal, 47(3), 79-80. https://doi.org/10.4038/cmj.v47i3.3432

Graesser, A. C., McNamara, D. S., & Louwerse, M. M. (2003). What do readers need to learn in order to process coherence relations in narrative and expository text. In A. P. Sweet & C. E. Snow (Eds.), Rethinking Reading Comprehension (pp. 82–98). Guilford Publications.

Hyland, K. (2005). Metadiscourse: Exploring interaction in writing. Continuum.

Hyland, K. (2008). Academic clusters: Text patterning in published and postgraduate writing. International Journal of Applied Linguistics, 18(1), 41–62. https://doi.org/10.1111/j.1473-4192.2008.00178.x

Hyland, K. (2008). Genre and Academic Writing in the Disciplines. Language Teaching, 41, 543-562. https://doi.org/10.1017/S0261444808005235

Kanoksilapatham, B. (2005). Rhetorical structure of biochemistry research articles. English for Specific Purposes, 24(3), 269–292. https://doi.org/10.1016/j.esp.2004.08.003

Kravtchenko, E., & Demberg, V. (2022). Informationally redundant utterances elicit pragmatic inferences. Cognition, 225, 105159. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2022.105159

Leufkens, S. (2023). Measuring redundancy: The relation between concord and complexity. Linguistics Vanguard, 9(s1), 95-106. DOI: https://doi.org/10.1515/lingvan-2020-0143

Raitskaya L.K., & Tikhonova E.V. (2019). Multilingualism in Russian journals: A controversy of approaches. European Science Editing, 45(2), 41. https://doi.org/10.20316/ESE.2019.45.18024

Raitskaya, L., & Tikhonova, E. (2020). Overcoming Cultural Barriers to Scholarly Communication in International Peer-Reviewed Journals. Journal of Language and Education, 6(2), 4-8. https://doi.org/10.17323/jle.2020.11043

Salager-Meyer, F. (1994). Hedges and textual communicative function in medical English written discourse. English for Specific Purposes, 13(2), 149–170. https://doi.org/10.1016/0889-4906(94)90013-2

Samraj, B. (2002). Introductions in research articles: Variations across disciplines. English for Specific Purposes, 21(1), 1–17. https://doi.org/10.1016/S0889-4906(00)00023-5

Smirnova, N. V., Lillis, T., & Hultgren, A. K. (2021). English and/or Russian medium publications? A case study exploring academic research writing in contemporary Russian academia. Journal of English for Academic Purposes, 53, article no. 101015. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2021.101015

Strunk, W., & White, E. B. (2000). The elements of style (4th ed.). Pearson Education.

Swales, J. M. (1990). Genre analysis: English in academic and research settings. Cambridge University Press.

Swales, J. M. (2004). Research genres: Explorations and applications. Cambridge University Press.

Tikhonova E.V., Kosycheva M.A., & Mezentseva D.A. (2024b). Ineffective strategies in scientific communication: textual wordiness vs. clarity of thought in thesis Conclusion section. Integration of Education, 28(2), 249-265. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.249-265

Tikhonova, E. V., & Mezentseva, D. A. (2024). Wordiness in academic writing: A systematic scoping review. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 10(1), 133–157. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2024-10-1-0-8

Tikhonova, E., Mezentseva, D., & Kasatkin, P. (2024a). Text redundancy in academic writing: A scoping review. Journal of Language and Education, 10(3), 128–160. https://doi.org/10.17323/jle.2024.23747

van Dijk, T. A. (2008). Discourse and Power. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-1-137-07299-3

Wahyuningtyas, L., & Wulandari, F. (2023). A comparative study of rhetorical structures in research article introductions: Social sciences versus education disciplines. Journal of Language and Linguistic Studies, 19(1), 333–348.

Williams, J. M., & Bizup, J. (2017). Style: Lessons in clarity and grace (12th ed.). Pearson Education.

Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
ТихоноваЕ., ЗавольскаяО., & МекекоН. (2025). Стилистическая избыточность и водность во введениях оригинальных эмпирических исследований: риторические риски академического письма. Journal of Language and Education, 11(2), 125-136. https://doi.org/10.17323/jle.2025.27389
Раздел
Оригинальное исследование