Язык похвалы в оценке российскими студентами качества преподавания

  • Ирина Морозова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0002-2318-3407
  • Алексей Чусовлянкин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0002-3516-8589
  • Елена Смолянина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0002-8256-1076
  • Татьяна Пермякова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0003-4960-5038
Ключевые слова: положительная оценка, отзывы студентов о преподавании, семантические модели, русский язык, текстовая аналитика

Аннотация

В последние десятилетия все большую популярность приобретает практика оценивания студентами качества преподавания. Однако в подавляющем большинстве случаев исследования данной практики фокусируются на количественных оценках, не принимая в расчет письменные отзывы студентов. Данное исследование решает проблему отсутствия качественных исследований в области оценивания студентами качества преподавания. В исследовании применены семантическая теория и вычислительные методы для анализа языка положительных отзывов, оставленных студентами Высшей школы экономики (ВШЭ) в России. Анализ корпуса студенческих комментариев о преподавании также вносит вклад в теорию прагматики, поскольку подход к анализу качественных оценок преподавания основан на предпосылке, что положительные отзывы студентов могут рассматриваться как своего рода речевой акт комплимента/похвалы, отражающий культурную специфику. Результаты исследования показали, что количественно наиболее распространенной семантической схемой, используемой студентами ВШЭ, является схема АКТОР + ОЦЕНИВАЮЩИЙ + ФИЗИЧЕСКОЕ/МЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЕ АКТОРОМ + ОЦЕНИВАЮЩИЙ. В соответствии с результатами исследования, студенты ВШЭ склонны чаще хвалить преподавателя, чем другие компоненты учебного процесса, при этом поведение, мысли и чувства преподавателя считаются более важными, чем навыки и речь.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
МорозоваИ., ChusovlyankinA. A., SmolianinaE. A., & PermyakovaT. M. (2020). Язык похвалы в оценке российскими студентами качества преподавания. Journal of Language and Education, 6(3), 94-107. https://doi.org/10.17323/jle.2020.9833
Раздел
Статьи