Саморегулируемое обучение и социально-демографические факторы в навыках письма на родном/иностранном языке у студентов
Аннотация
Предпосылки исследования: академическое письмо – это сложная и трудоемкая деятельность, при которой студенты должны регулировать свои (мета)когнитивные, мотивационные и лингвистические процессы, а стратегии саморегулирования письма могут служить инструментом для выполнения письменных заданий. Исследование проводилось в рамках проверки модели саморегуляции в письменной речи Циммермана и Рисемберга (Zimmerman & Risemberg, 1997). Предыдущие исследования взаимосвязи между саморегулируемым обучением (далее – SRL) учащихся и результатами письменных работ свидетельствуют об их положительном влиянии.
Цель: в данной статье рассматриваются результаты письменной работы студентов хорватских университетов на родном/иностранном языке с точки зрения использования стратегий SRL.
Методы: были проверены письменные работы студентов на родном (хорватском) и иностранном (английском) языках, а также исследовано влияние SRL и социально-демографических факторов. В исследовании приняли участие 104 студента первых и последних курсов подготовки педагогических кадров. Использовался количественный метод исследования, включающий следующие инструменты: шкала ориентации на обучение, шкала восприятия академического контроля, хорватская версия подшкалы ценностей, опросник по стратегиям письма.
Результаты: описательный анализ показал, что уровень владения письменной речью у студентов на родном/иностранном языке был средним. Разницы между уровнем владения письмом на родном и иностранном языках не было. Кроме того, исследование показало, что студенты в основном ориентировались на учебные цели, письменные задания были для них ценными, и они лучше контролировали результаты выполнения указанных заданий. Участники в основном использовали наиболее действенные стратегии письма - проверку и исправление написанного. Студенты последнего года обучения имели более высокий уровень владения письменной речью на родном языке по сравнению со студентами первого года обучения. Такие результаты были ожидаемы, так как студенты в основном взаимодействовали и обучались на родном языке, чего нельзя сказать об изучении английского языка как иностранного, что привело к более низкому уровню владения навыками написания эссе на иностранном языке. Успех в овладении письмом на родном языке объяснялся в большей степени когнитивными и в меньшей - социально-демографическими и мотивационными факторами. Чем больше участники контролировали свое выполнение письменных заданий и чем меньше старались избежать усилий, направленных на выполнение работ, тем лучше были результаты. Успех в овладении письмом на иностранном объяснялся в основном когнитивными факторами, но также в значительной степени некоторыми социально-демографическими и мотивационными факторами. Чем выше был средний балл по иностранному языку и чем меньше использовалась стратегия обращения за помощью и написания по образцу, тем больших успехов удалось достичь в выполнении письменных заданий. Исследование показало важность освоения стратегий SRL, особенно когнитивных факторов, как в обучении на родном, так и на иностранном языке.
Выводы: в исследовании приводятся выводы, которые могут быть полезны учителям родного/иностранного языка для обучения учеников стратегиям письма SRL, с помощью которых ученики могут самостоятельно регулировать свои мысли, чувства и поведение в процессе письма для достижения академического успеха.
Скачивания
Copyright (c) 2022 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие статьи в журнале, соглашаются с условиями политики авторских прав.