Читательское метапостижение на экзамене EFL с точки зрения развития: лонгитудинальный пример

  • Renata Šamo Загребский университет
  • Alenka Mikulec Загребский университет
Ключевые слова: метапостижение, динамическая система, кейс-стади, стратегии чтения, компонент чтения курса английского языка для академических целей

Аннотация

Подобно первой половине уравнения грамотности (чтение + письмо = грамотность), чтение в первую очередь считается динамическим смысло-ориентированным взаимодействием, в котором читатель должен строить понимание текста нелинейным способом. Другими словами, читатель постоянно проверяет, в какой степени он воспринимает данную информацию, одновременно пытаясь определить ошибки понимания и использовать эффективные стратегии корректировки. Эта способность называется метапостижением; когда данная способность усиливается,  то и понимание, как правило, реализуется более успешно. Метапостижение представляется еще более релевантной способностью для читателей, не являющихся носителями языка; метапостижение как способность актуализируется для данной категории благодаря ограниченности владения словарным запасом и грамматикой. Данная теоретическая основа нашего исследования является ключевой, поскольку прослеживает путь развития обучающегося по курсу англиский язык для академических целей (обучающийся - хорватский подростк) с особым вниманием к его способностям к чтению. Главной целью исследования было прослеживание развития способности метапостижения в течение длительного периода изучения в школе английского языка для академических целей. Исследование проводилось также с целью доказательства гипотезы о том, что масштабное изучение данного курса дисциплины поспособствует улучшению качества осознанного применения способности к пониманию заложенной информации в процессе чтения. Исследование проводилось в двух частях (в 5 и 8 классах) и включило ряд промежуточных этапов. Благодаря применению метода кейс-стади, применялись многочисленные ресурсы и подходы для сбора данных, как качественных, так и количественных, например: тест на понимание информации с многоопциональным выбором, опросник по изучению читательской осведомленности о процессах стратегического чтения (5 класс), тест на знание английского языка, задание на восстановление текста, метод самораскрытия (получение данных о «потоке сознания» обучающегося), интервью после прочтения текста и примечания по наблюдению (8 класс). Первоначально полученные результаты показали хорошую оценку восприятия информации обучающимся английскому языку для академических целей, но позже выявилось, что результативность обучающегося менее положительна, что было связано с некачественной квалифицированностью учащегося в области владения английским языком для академических целей. Что касается стратегий чтения, можно добавить, что, несмотря на некоторые первоначальные стратегические способности, участник хода исследования не смог существенно развить свое стратегическое реагирование в процессе считывания информации по курсу английского языка для академических целей. В заключение, длительное обучение учащегося по курсу английского языка для академических целей не привело к качественному улучшению метапостижения информации в ходе чтения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-03-31
Как цитировать
ŠamoR., & MikulecA. (2018). Читательское метапостижение на экзамене EFL с точки зрения развития: лонгитудинальный пример. Journal of Language and Education, 4(1), 105-116. https://doi.org/10.17323/2411-7390-2018-4-1-105-116