Реализация стилистических отклонений и их коммуникативный эффект в риторической структуре раздела «Введение» в статях по лингвистике

Ключевые слова: стилистические отклонения, водность текста, избыточность, синтаксическая сложность, коммуникативное воздействие, анализ риторических ходов и шагов, риторическая сегментация, преподавание академического письма

Аннотация

Актуальность: Стилистические отклонения, такие как водность и избыточность текста, нарушают ясность и точность выражения мысли в академическом письме. Однако их частотность и коммуникативное воздействие скорее всего различаются в разных дисциплинах. Ранее эти явления изучались на основе корпусов научных статей по образованию, что позволило выявить паттерны распределения избыточности в разделах с обоснованием значимости. Однако способы проявления таких отклонений в научных статьях по лингвистике остаются недостаточно исследованными.

 

Цель: Исследование распределения, функциональной концентрации и уровня коммуникативного воздействия стилистических отклонений во введениях ведущих научных журналов по лингвистике.

 

Методы: Исследование проведено на основе корпуса, сформированного из 40 введений по лингвистике (388 фрагментов текста). Каждый фрагмент был аннотирован и закодирован по риторическому ходу и шагу в соответствии с моделью CARS и затем классифицирован по типу отклонения (водность или избыточность), подтипу и уровню коммуникативного воздействия. Использовалась ранее разработанная и опробованная таксономия отклонений, которая была применена для анализа корпуса текстов по образованию. Статистический анализ включал дескриптивный профиль типов и подтипов, проверку на соответствие по критерию хи-квадрат и оценку силы влияния.

 

Результаты: В корпусе преобладала водность, составляя 70,6% всех отклонений, тогда как избыточность составляла 29,4%. Типы распределились равномерно по риторическим ходам и шагам, однако уровень коммуникативного воздействия функционально локализовался: отклонения с высоким уровнем негативного воздействия были сосредоточены в M3_S3, M3_S1, M2_S2 и M1_S3. Почти все случаи сильного воздействия связаны с водностью; в 54 из 61 случаев она реализуется в виде подтипа синтаксическая сложность. Избыточность, хотя и часто встречалась в виде синтаксического и лексического повторения, редко имела высокий уровень коммуникативного воздействия.

 

Выводы: Полученные результаты показывают, что в англоязычных введениях по лингвистике основные стилистические риски заключаются не в повторении, а в синтаксической перегрузке в риторически насыщенных разделах текста. Результаты расширяют предыдущее применение таксономии, демонстрируя междисциплинарные различия в паттернах концентрации рисков. Исследование подчеркивает эффективность сочетания риторической сегментации с детальной стилистической аннотацией и указывает, что педагогические усилия должны быть направлены на снижение синтаксической сложности в риторически значимых контекстах. Ограничениями являются небольшой размер корпуса и отсутствие междисциплинарного сравнения, что может быть направлением дальнейших исследований для уточнения понимания стилистических рисков в разных областях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Banks, D. (2008). The development of scientific writing: Linguistic features and historical context. Equinox.

Biber, D., & Gray, B. (2010). Challenging stereotypes about academic writing: Complexity, elaboration, explicitness. Journal of English for Academic Purposes, 9(1), 2–20. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2010.01.001

Degen, J., Hawkins, R. D., Graf, C., Kreiss, E., & Goodman, N. D. (2020). When redundancy is useful: A Bayesian approach to “overinformative” referring expressions. Psychological Review, 127(4), 591–621. https://doi.org/10.1037/rev0000186

Farneste, M. (2015). Moves in the introduction sections of applied linguistics research articles. Baltic Journal of English Language, Literature and Culture, 5, 27–40. https://doi.org/10.22364/BJELLC.05.2015.03

Flowerdew, J., & Forest, R. W. (2015). Signalling nouns in English: A corpus-based discourse approach. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139135405

Gibson, E. (1998). Linguistic complexity: Locality of syntactic dependencies. Cognition, 68(1), 1–76. https://doi.org/10.1016/S0010-0277(98)00034-1

Gong, H. & Barlow, M. (2022). A corpus-based analysis of research article macrostructure patterns. Journal of English for Academic Purposes, 58, 101138. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101138

Goonaratna, C. (2002a). Writing well (6) Wordiness, alias verbosity. Ceylon Medical Journal, 47(1), 1-3. https://doi.org/10.4038/cmj.v47i1.6393

Goonaratna, C. (2002b). Writing well (7) Wordiness alias verbosity, continued. Ceylon Medical Journal, 47(3), 79-80. https://doi.org/10.4038/cmj.v47i3.3432

Halliday, M. A. K., & Martin, J. R. (2003). Writing science: Literacy and discursive power. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203209936

Hyland, K. (2005). Metadiscourse: Exploring interaction in writing. Continuum.

Hyland, K. (2008). Genre and academic writing in the disciplines. Language Teaching, 41(4), 543–562. https://doi.org/10.1017/S0261444808005235

Kanoksilapatham, B. (2005). Rhetorical structure of biochemistry research articles. English for Specific Purposes, 24(3), 269–292. https://doi.org/10.1016/j.esp.2004.08.003

Kravtchenko, E., & Demberg, V. (2022). Informationally redundant utterances elicit pragmatic inferences. Cognition, 225, 105159. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2022.105159

Levy, R. (2008). Expectation-based syntactic comprehension. Cognition, 106(3), 1126–1177. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2007.05.006

Lim, J.M.-H. (2012) How do writers establish research niches? A genre-based investigation into management researchers’ rhetorical steps and linguistic mechanisms. Journal of English for Academic Purposes, 11, 229-245. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2012.05.002

Leufkens, S. (2023). Measuring redundancy: The relation between concord and complexity. Linguistics Vanguard, 9(s1), 95-106. https://doi.org/10.1515/lingvan-2020-0143

Nwogu, K. N. (1997). The medical research paper: Structure and functions. English for Specific Purposes, 16(2), 119–138. https://doi.org/10.1016/S0889-4906(97)85388-4

Öztürk, İ. (2007). The textual organisation of research article introductions in applied linguistics. Journal of English for Academic Purposes, 26, 25-38. https://doi.org/10.1016/J.ESP.2005.12.003

Peacock, M. (2011). The structure of the Methods section in research articles across eight disciplines. The Asian ESP Journal, 7(2), 97–124.

Pho, P. D. (2008). Research article abstracts in applied linguistics and educational technology: A study of linguistic realizations of rhetorical structure and authorial stance. Discourse Studies, 10, 231-250. https://doi.org/10.1177/1461445607087010

Raitskaya, L. K., & Tikhonova, E. V. (2019). Multilingualism in Russian journals: A controversy of approaches. European Science Editing, 45(2), 41. https://doi.org/10.20316/ESE.2019.45.18024

Raitskaya, L., & Tikhonova, E. (2020). Overcoming cultural barriers to scholarly communication in international peer-reviewed journals. Journal of Language and Education, 6(2), 4-8. https://doi.org/10.17323/jle.2020.11043

Salager-Meyer, F. (1994). Hedges and textual communicative function in medical English written discourse. English for Specific Purposes, 13(2), 149–170. https://doi.org/10.1016/0889-4906(94)90013-2

Samraj, B. (2002). Introductions in research articles: Variations across disciplines. English for Specific Purposes, 21(1), 1–17. https://doi.org/10.1016/S0889-4906(00)00023-5

Shehzad, W. (2008). Move Two: Establishing a niche. Ibérica, 15, 25–50.

Smirnova, N. V., Lillis, T., & Hultgren, A. K. (2021). English and/or Russian medium publications? A case study exploring academic research writing in contemporary Russian academia. Journal of English for Academic Purposes, 53, Article 101015. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2021.101015

Swales, J. M. (1990). Genre analysis: English in academic and research settings. Cambridge University Press.

Swales, J. M. (2004). Research genres: Explorations and applications. Cambridge University Press.

Tikhonova, E.V., Kosycheva, M.A., & Mezentseva, D.A. (2024). Ineffective strategies in scientific communication: Textual wordiness vs. clarity of thought in thesis conclusion section. Integration of Education, 28(2), 249–265. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.249-265

Tikhonova, E. V., & Mezentseva, D. A. (2024). Wordiness in academic writing: A systematic scoping review. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 10(1), 133–157. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2024-10-1-0-8

Tikhonova, E., Zavolskaya, O., Mekeko, N. (2025). Stylistic redundancy and wordiness in introductions of original empirical studies: Rhetorical risks of academic writing. Journal of Language and Education, 11(2), 125-136. https://doi.org/10.17323/jle.2025.27389

Williams, J. M., & Bizup, J. (2017). Style: Lessons in clarity and grace (12th ed.). Pearson.

Опубликован
2025-09-30
Как цитировать
GolechkovaT., Арупова Н., & ГолубовскаяЕ. (2025). Реализация стилистических отклонений и их коммуникативный эффект в риторической структуре раздела «Введение» в статях по лингвистике. Journal of Language and Education, 11(3), 76-85. https://doi.org/10.17323/jle.2025.28343
Раздел
Оригинальное исследование