Разработка и апробация Q-выборки по эпистемическим убеждениям учащихся, изучающих китайский язык
Аннотация
Введение. Эпистемические убеждения относятся к взглядам людей на природу знания и процесс познания. В ряде исследований изучались субъективные взгляды изучающих язык на то, что лично для них значит знание и изучение иностранного или второго языка (L2). По большей части эти исследования были количественными, для сбора данных использовались анкеты с самооценкой и шкалами типа Лайкерта.
Цель. Это пилотное исследование было направлено на оценку возможности принятия Q-методологии (Q) для исследования связанных с языком эпистемических убеждений, которых придерживаются студенты китайских университетов. Дается подробный отчет о разработке инструмента исследования (Q-выборка); сообщается о результатах пилотного тестирования Q-выборки.
Методы. Недавно разработанная Q-выборка, состоящий из 45 утверждений, была протестирована среди шести студентов, изучающих английский язык в университете материкового Китая. Студенты находились на разном уровне владения английским языком. 11-балльная сетка Q-сортировки имела значения от -5 («скорее несогласен») до +5 («скорее согласен»). Чтобы получить более глубокое представление о личных эпистемологиях студентов, с каждым студентом было проведено полуструктурированное интервью после Q-сортировки.
Результаты. Недавно разработанная Q-выборка оказалась пригодной для изучения эпистемических убеждений, связанных с языком. Были выделены две группы студентов, разделяющих схожие убеждения. Студенты, которые объединились, чтобы сформировать Фактор 1, придерживались более строгой точки зрения относительно достоверности знаний; эти студенты были на более низком уровне владения английским языком. Учащиеся, сгруппированные по фактору 2, имели более высокий уровень владения языком и придерживались более твердого мнения относительно авторитетности и источника знаний.
Выводы. Полученные данные подчеркнули актуальность и значимость эпистемических убеждений, относящихся к процессу приобретения знаний. Необходимы дальнейшие исследования с большим числом студентов, чтобы изучить роль владения языком в формировании личных эпистемологий.
Скачивания
Литература
Albright, E.A., Christofferson, K., McCabe, A., & Montgomery, D. (2019). Lessons learned: Some guidelines to factor interpretation. Operant Subjectivity: The International Journal of Q Methodology, 41, 134-146. DOI: https://doi.org/10.15133/j.os.2019.001
Banasick, (2019). KADE: A desktop application for Q methodology. Journal of Open Source Software, 4(36), 1360. DOI: https://doi.org/10.21105/joss.01360
Barcelos, A. M. F., & Kalaja, P. (2011).Introduction to beliefs about SLA revisited. System, 39(3), 281-289. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2011.07.001
Block, J. (2008). The Q-sort in character appraisal: Encoding subjective impressions of persons quantitatively. American Psychological Association.
Brown, S. R. (1980). Political subjectivity: Applications of Q methodology in political science. New Haven, CT: Yale University Press.
Brown, S. R. (1993). A primer on Q methodology. Operant Subjectivity, 16(3/4), 91-138.
Brown, S.R. (2008). Q methodology. In Lisa M. Given (Ed.), The SAGE encyclopedia of qualitative research methods (pp. 699-702). Thousand Oaks, CA: Sage.
Brown, S. R. (2019). Subjectivity in the human sciences. The Psychological Record, 69(4), 565-579. DOI: https://doi.org/10.1007/s40732-019-00354-5
Caruso, M., & Fraschini, N. (2021). A Q methodology study into vision of Italian L2 university students: An Australian perspective. The Modern Language Journal, 105(2), 552-568. DOI: https://doi.org/10.1111/modl.12713
Chan, K. W., & Elliott, R. G. (2002). Exploratory study of Hong Kong teacher education students' epistemological beliefs: Cultural perspectives and implications on beliefs research. Contemporary Educational Psychology, 27(3), 392-414. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1102
Damio, S. M. (2018). The analytic process of Q methodology. Asian Journal of University Education (AJUE), 14(1), 59-75. Retrieved from https://ir.uitm.edu.my/id/eprint/21907/1/AJ_SITI%20MAFTUHAH%20DAMIO%20AJUE%2018.pdf.
Damio, S. M., & Hashim, H. (2014). Conceptions of autonomy in language learning from a cultural perspectives using Q methodology. IIUM Journal of Educational Studies, 2(1), 33-45. DOI: https://doi.org/10.31436/ijes.v2i1.27
Dörnyei, Z., & Taguchi, T. (2009). Questionnaires in second language research: Construction, administration, and processing. Routledge.
Fong, E. T. Y. (2021). English in China: Language, identity and culture. London: Routledge.
Hofer, B. K. (2000). Dimensionality and disciplinary differences in personal epistemology.
Contemporary Educational Psychology, 25, 378-405. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1999.1026
Hofer, B. K., & Pintrich, P. R. (1997). The development of epistemological theories: Beliefs about knowledge and knowing and their relation to learning. Review of Educational Research, 67(1), 88-140. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543067001088
Irie, K. (2014). Q methodology for post-social-turn research in SLA. Studies in Second Language Learning and Teaching, 4(1), 13-32. Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1134810.pdf.
Irie, K., & Ryan, S. (2015). Study abroad and the dynamics of change in learner L2 self-concept. In Z. Dörnyei, P. MacIntyre, & A. Henry (Eds.), Motivational dynamics in language learning. Bristol, UK: Multilingual Matters.
Irie, K., Ryan, S., & Mercer, S. (2018). Using Q methodology to investigate pre-service EFL teachers' mindsets about teaching competences. Studies in Second Language Learning and Teaching, 8(3), 575-598. Retrieved from https://pressto.amu.edu.pl/index.php/ssllt/article/view/9444.
Jehng, J. C. J., Johnson, S. D., & Anderson, R. C. (1993). Schooling and students' epistemological beliefs about learning. Contemporary Educational Psychology, 18(1), 23-35. DOI: https://doi.org/10.1006/ceps.1993.1004
Kahsay, M. T. (2019). EFL students' epistemological beliefs and use of cognitive and metacognitive strategies in Bahir Dar University.International Journal of Foreign Language Teaching and Research, 7(26), 69-83. Retrieved from http://jfl.iaun.ac.ir/article_625692_feb95289b803bbd11b87451dd5e7fd6a.pdf.
Lu, X., Zou, X., & Tao, J. (2020). Spanish language teachers' pedagogical beliefs in Chinese universities. Círculo de Lingüística Aplicada a la Comunicación, 84, 41-53. DOI: https://doi.org/10.5209/clac.71994
Lundberg, A. (2019). Teachers' beliefs about multilingualism: findings from Q method research. Current Issues in Language Planning, 20(3), 266-283. DOI: https://doi.org/10.1080/14664208.2018.1495373
Lundberg, A. (2020). Viewpoints about educational language policies: Multilingualism in Sweden and Switzerland. Doctoral dissertation, Malmö universitet. Retrieved from http://mau.diva-portal.org/smash/get/diva2:1434537/FULLTEXT01.pdf.
McKeown, B. F., & Thomas, D. B. (2013). Q methodology (2nd ed.). Los Angeles, CA: Sage.
Mori, Y. (1999). Epistemological beliefs and language learning beliefs: What do language learners believe about their learning?. Language Learning, 49(3), 377-415. DOI: https://doi.org/10.1111/0023-8333.00094
Nikitina, L., & Furuoka, F. (2018). Dimensionality in language learners' personal epistemologies.International Journal of Instruction, 11(1), 269-282. Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1165215.pdf.
Pajares M. (1992). Teachers' beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct. Review of Educational Research, 62(3), 307-332. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543062003307
Perry, W. G. (1970). Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Pritchard, D. (2006). What is this thing called knowledge? Routledge: Abingdon.
Ramlo, S. (2020). Divergent viewpoints about the statistical stage of a mixed method: qualitative versus quantitative orientations.International Journal of Research & Method in Education, 43(1), 93-111. DOI: https://doi.org/10.1080/1743727X.2019.1626365
Rock, J. (2013). Exploring vocabulary-related epistemological beliefs with Q-methodology. L'analisi Linquistica E Letteraria, 21(2), 137-154. Retrieved from https://www.analisilinguisticaeletteraria.eu/index.php/ojs/article/view/282.
Schommer, M. (1998). The influence of age and education on epistemological beliefs. British Journal of Educational Psychology, 68(4), 551-562. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.1998.tb01311.x
Schraw, G., Bendixen, L. D., & Dunkle, M. E. (2002). Development and validation of the Epistemic Belief Inventory (EBI). In B. K. Hofer & P. R. Pintrich (Eds.), Personal epistemology: The psychology of beliefs about knowledge and knowing (pp. 261-275). Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
Stahl, E., & Bromme, R. (2007). The CAEB: An instrument for measuring connotative aspects of.
epistemological beliefs. Learning and Instruction, 17, 773-785. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2007.09.016
Stephenson, W. (1935a). Technique of factor analysis. Nature, 136(3434), 297. DOI: https://doi.org/10.1038/136297b0
Stephenson, W. (1935b). Correlating persons instead of tests. Character and Personality, 4, 17-24.
Stephenson, W. (1936). The foundations of psychometry: Four factor systems. Psychometrika, 1, 195-209.
Stephenson, W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. Chicago: University of Chicago Press.
Stephenson, W. (1986a). Protoconcursus: The concourse theory of communication. Operant Subjectivity, 9(2), 37-58.
Stephenson, W. (1986b). Protoconcursus: The concourse theory of communication. Operant Subjectivity, 9(3), 73-96.
Stephenson, W. (1992). Self in everyday life. Operant Subjectivity, 15(2), 29-55. DOI: https://doi.org/10.15133/j.os.1992.001
Watts, S., & Stenner, P. (2012). Doing Q methodological research: Theory, method and interpretation. London, England: Sage. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446251911
Wood, P., & Kardash, C. (2002). Critical elements in the design and analysis of studies of epistemology. In B. K. Hofer & P. R. Pintrich (Eds.), Personal epistemology: The psychology of beliefs about knowledge and knowing (pp. 231-260). Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
Zheng, Y., Lu, X., & Ren, W. (2019). Profiling Chinese university students' motivation to learn multiple languages. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 40(7), 590-604. DOI: https://doi.org/10.1080/01434632.2019.1571074
Copyright (c) 2022 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие статьи в журнале, соглашаются с условиями политики авторских прав.