Образная схема контейнера как концептуальная основа семантики английских прилагательных
Аннотация
Статья посвящена когнитивной основе семантики английских прилагательных, обозначающих интеллектуальные и моральные характеристики человека. Сложность, связанная с исследованием этих прилагательных, состоит в том, что они обозначают абстрактные качества, которые не могут быть восприняты через зрение, слух или осязание. Возникает вопрос: каким образом абстрактные качества, выраженные через прилагательные, интерпретируются в английском языке? Настоящая работа представляет собой попытку ответить на этот вопрос. В основе исследования лежит идея двухуровневой семантики: семантика слова рассматривается как двухуровневое явление, включающее семантический (внешний) и концептуальный (глубинный) уровни. В настоящем исследовании впервые семантика прилагательных рассматривается с такой точки зрения. В работе представлен новый подход к выявлению когнитивной основы прилагательных: поскольку прилагательные произошли от старых синкретических объектов, а когнитивная модель слова формируется в момент создания слова, когнитивные модели, лежащие в основе семантики прилагательных, обнаруживаются посредством анализа их этимологии. Вклад авторов заключается в двух аспектах. Во-первых, авторы пришли к выводу, что образная схема «контейнер» управляет семантикой целого ряда прилагательных независимо от их морфемной структуры или происхождения. Как следует из примеров, абстрактные человеческие качества интерпретируются через следующие характеристики контейнера: границы, материал контейнера, размер, твердость/мягкость оболочки контейнера и др. Семантика аффиксальных или составных прилагательных обусловлена объединением концептов, выраженных аффиксом и корнем (одним или двумя). Во-вторых, результаты исследования показывают, что значение, придаваемое каждой характеристике контейнера, предопределяет оценку, выражаемую прилагательным. Характеристики контейнера обычно обладают амбивалентным значением, реализуя положительное или отрицательное значение благодаря взаимодействию с фреймом, в который включен "контейнер", вследствие чего одно и то же многозначное прилагательное может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Выявление всего перечня когнитивных моделей, управляющих семантикой прилагательных в английском языке, может служить темой для дальнейших исследований.
Скачивания
Copyright (c) 2020 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующие статьи в журнале, соглашаются с условиями политики авторских прав.